Узбекистан | 20:33
525
6 минут чтения

Участие президентских школ в исследовании PISA вызвало неоднозначную реакцию

В текущем международном исследовании PISA участвуют все президентские школы Узбекистана и 3 специализированные школы. Общественность обратила внимание на возможность искусственного улучшения результатов. Министр образования Хилола Умарова заявила, что школы отбирались случайно, подчеркнув необходимость честного анализа, а не спекуляций.

Фото: Министерство дошкольного и школьного образования

О чем речь?

Узбекистан во второй раз участвует в международном исследовании PISA (The Programme for International Student Assessment), проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в 3 года. Это исследование направлено на оценку качества школьного образования путем тестирования 15-летних учащихся.

В тестах 2025 года участвуют 8 800 учеников из 233 школ республики. При этом общественные активисты отмечают нарушение принципа репрезентативности при отборе учебных заведений.

Специалист в сфере образования, учитель Шокир Турсун сообщил, что в исследовании участвуют все президентские школы, что искусственно повысит средний балл.

«Все просто: эти школы обучают лучших учеников, их результаты с большей вероятностью будут высокими, но они составляют лишь 1% (или даже меньше) всех учащихся Узбекистана. Это противоречит принципу репрезентативности – отбора группы, отражающей реальную ситуацию.

Зачем искусственно завышать качество образования, обманывать себя – не понимаю. Еще менее понятно, как ОЭСР допустила это. Или вся наша информация ложна?» – говорит Турсун.

Министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова в своем аккаунте в X (бывший Twitter) отметила пост Шокира Турсуна и написала следующий комментарий:

«Для участия в исследовании PISA в Узбекистане случайным образом отобраны 233 школы. Министерство вообще не вмешивается в процесс отбора школ, этим занимается ОЭСР. Нам нужен честный анализ, результаты, а не спекуляции».

Пользователи сети в комментариях к посту министра призвали опубликовать список отобранных школ.

По данным источников Kun.uz, среди школ, участвующих в тестах, действительно есть президентские и специализированные. Однако их не выбирали специально, для каждого этапа существует отдельный протокол.

Официальный представитель МНО в ответ на запрос Kun.uz сообщил, что готовится информация о ситуации, и вскоре будет опубликовано официальное заявление.

«Президентские школы должны были быть отдельной категорией»

Еще один эксперт в сфере образования Камил Джалилов обратил внимание на методологию отбора школ для PISA. По его словам, в исследовании используется двухэтапная стратифицированная выборка.

«Это означает, что школы делятся на страты (категории) по различным характеристикам (город/село, обычные/специализированные, размер школы, происхождение учеников и т.д.). Например, если в стране 60% сельских школ, то в выборке должно быть соблюдено это соотношение.

Если в стране есть школы, отбирающие учеников по способностям или работающие по особой программе, они должны учитываться как отдельная категория. Говоря простым языком, президентские школы должны были быть выделены в отдельную категорию, и из них случайным образом отобрано определенное количество (с учетом доли их учеников в общей численности учащихся страны)», – говорит он.

«Это недостаточно для заметного изменения показателей системы»

По словам Рашида Тожибоева из Республиканского научно-методического центра развития образования, президентские школы были включены не случайно, а специально – чтобы обеспечить возможность сдачи экзаменов на английском языке.

Тожибоев считает, что специально отобранные школы не окажут «заметного влияния» на национальные показатели.

«С точки зрения статистики, ученики президентских школ могут составлять 3,8% от общего числа участников. Даже если все эти ученики достигнут наивысшего 6-го уровня в тестах PISA, это повысит средний национальный балл примерно на 15 пунктов. Этого недостаточно для значительного изменения общих показателей системы. На практике достичь 6-го уровня тоже непросто: даже в лучших условиях ученики Назарбаевских школ массово не достигали этого уровня», – говорит он.

По мнению Тожибоева, участие президентских школ в PISA подчеркивает проблему неравенства возможностей в системе образования. Это позволяет глубже проанализировать, какие результаты дают выделяемые этим школам финансовые ресурсы и разрыв между ними и другими школами.

«Исследования показывают положительную корреляцию между результатами PISA и ВВП стран. В стабильных и развитых экономиках оценки учащихся PISA также выше.

Например, если страна увеличивает ежегодные расходы на образование на 7–8% в течение 4 лет, средний балл в тестах PISA вырастает на 3,2%. По шкале PISA это примерно 3 или 4 балла.

В случае с Узбекистаном, если с 2026 года бюджет образования будет ежегодно увеличиваться на 8% (с текущих 59 трлн сумов до 80 трлн к 2029 году), эти значительные инвестиции могут повысить баллы PISA по математике всего на 3–4 пункта. Это ставит под вопрос цель Узбекистана войти в топ-30 стран по результатам PISA к 2030 году», – отмечает Рашид Тожибоев.

Представитель Республиканского центра образования также прокомментировал сообщения о том, что некоторых учеников специально готовят к тестам. «Если это подтвердится, это может негативно повлиять на достоверность результатов оценки», – сказал он.

По неподтвержденным слухам, распространяющихся в сети, говорится, что ученики 8-х классов отобранных школ освобождаются от других занятий для подготовки к PISA, а к их обучению привлекают учителей из других школ.

Напомним, в 2022 году Узбекистан впервые участвовал в PISA, показав низкие результаты. Дети из Узбекистана заняли 72-е место по математике и 80-е – по естественным наукам и читательской грамотности среди 81 страны.

Новости по теме