МВФ предложил «усилить налоговую нагрузку» в Узбекистане. Экономист резко раскритиковал рекомендации
Международный валютный фонд советует отменить льготы и повысить налоги, а экономист Юлий Юсупов призывает урезать раздутые госрасходы.

Фото: AP
Международный валютный фонд призвал Узбекистан предпринять меры по расширению налоговой базы и восстановлению доли налоговых поступлений в ВВП. Об этом говорится в выводах по итогам визита миссии МВФ в страну.
«Бюджет на 2025 год в целом расширяет налоговые льготы и продлевает действующие, что замедляет рост налоговой базы и ограничивает возможность роста налоговых поступлений пропорционально ВВП», — отмечается в отчёте.
МВФ рекомендует правительству в ближайшие три года разработать стратегию увеличения доходов и сделать налоговую систему более справедливой, чтобы компенсировать потерю 2% ВВП налоговых поступлений с 2020 года.
Среди предложений МВФ:
- повышение акцизов (например, на алкоголь, топливо, транспортные средства и сахар), что даст доход до 1,1% ВВП;
- сокращение инвестиционных льгот, пересмотр налоговых послаблений на прибыль и освобождений от налога на прибыль (до 1,1% ВВП);
- отмена неэффективных таможенных льгот и прекращение предоставления новых (до 3,2% ВВП);
- замена плоской ставки подоходного налога на прогрессивную для повышения справедливости системы.
«Узбекистан – не развитая и не рыночная экономика»
Экономист Юлий Юсупов резко раскритиковал рекомендации МВФ.
«Совершенно согласен, что индивидуальные и отраслевые льготы нужно отменять, как разрушающие работу рыночных механизмов и создающие питательную среду для коррупции и ограничения конкуренции.
Но по поводу того, что нужно увеличить доходы бюджета, компенсировав якобы их снижение (в % к ВВП) с 2020 г., тут только приходится удивляться.
По данным АБР никакого снижения не было: в 2020 г. доходы консолидированного бюджета составляли 26,9%, а в 2024 г. – 30,5% ВВП. Другое дело, что госрасходы выросли еще больше: с 29,1 до 35,5%.
Да, рост поступлений в бюджет отстает от роста госрасходов, что увеличивает бюджетный дефицит и государственный долг. Но означает ли это, что нужно еще больше увеличивать налоговую нагрузку на экономику, а не сокращать раздутые и ускоренно растущие государственные расходы?» — написал он.
Юсупов подчеркнул, что теория МВФ уместна для развитых стран, но не для Узбекистана:
«Экономика Узбекистана бедная, ВВП на душу населения около 3000 долларов. Известно: чем беднее страна, тем меньшую налоговую нагрузку она способна вынести. Доля госрасходов в ВВП в Узбекистане выше 40% — на уровне Западной Европы, тогда как в успешных странах Восточной Азии этот показатель в 1,5–2 раза ниже.
К тому же у нас нет полноценной рыночной экономики: ключевые решения принимает не бизнес, а чиновники. Чем больше у них в распоряжении средств, тем больше коррупционных рисков, при этом контроля со стороны общества практически нет. Это ведёт к неограниченному росту расходов и дополнительной нагрузке на экономику через налоги и долги».
Экономист предлагает другой путь для ускорения роста:
- радикально сократить государственные расходы (в 1,5–2 раза), особенно экономические;
- уменьшить долю государства в собственности;
- снизить налоговую и долговую нагрузку, чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса;
- сократить пошлины и нетарифные барьеры, отменить индивидуальные льготы;
- пересмотреть роль государства в экономике, отстранить чиновников от бизнеса и прекратить вмешательство в рыночные механизмы.
«А что предлагает МВФ? Опять повысить налоговую нагрузку. Это механистическое применение общих макроэкономических правил без учёта специфики страны», — резюмировал Юсупов.
Новости по теме

15:40
В Касане двухлетняя девочка погибла в частном детском саду

15:38
Количество зарегистрированных абитуриентов в этом году стало самым низким за последние 7 лет

13:56
Узбекистан отменит двойную ставку таможенной пошлины с некоторыми странами

13:14