Узбекистан | 15:01
1405
4 минут чтения

Чистая прибыль UzAuto Motors резко сократилась. Почему?

Падение составило более 50% — на фоне снижения продаж в Узбекистане и за рубежом.

Фото: Kun.uz

По итогам I квартала 2025 года крупнейший автопроизводитель Узбекистана UzAuto Motors зафиксировал резкое сокращение чистой прибыли — с 1,3 трлн сумов до 637 млрд сумов, то есть более чем вдвое. Общий доход компании снизился на 17% — с 11,7 до 9,7 трлн сумов. Одновременно расходы увеличились с 1,052 трлн до 1,087 трлн сумов.

Сокращение продаж на внутреннем рынке

За январь–май 2025 года семь компаний, считающихся производителями автомобилей в Узбекистане, реализовали 135 922 машины. Для сравнения: за аналогичный период 2024 года было продано 158 474 единицы — на 22,5 тысячи больше. Сильнее всего сократились продажи автомобилей марки Chevrolet — с 142 891 до 111 830 штук (минус 31 061).

В результате доля UzAuto Motors на внутреннем рынке снизилась с 90,2% до 82,2%. Причины этого следующие:

1.    Рост конкуренции. За первые пять месяцев 2025 года продажи Kia выросли на 56%, BYD — на 39%, Chery — на 14%, а Haval почти в 4 раза. У потребителей появился выбор — вместо условного Tracker можно рассматривать, например, Kia Sonet.

2.    Топливный фактор. Повышение цен на метан, нестабильность пропана, дороговизна бензина и длинные очереди зимой заставляют многих переходить на электромобили и гибриды. Возрос интерес к моделям BYD Song Plus Champion, BYD Chazor, BYD Yuan Up.

3.    Насыщение рынка. Вторичный рынок начал дешеветь. Автомобили перестали быть инструментом инвестиций. Люди всё чаще направляют сбережения в другие сферы.

При этом, как отмечается, производственные процессы UzAuto Motors остаются стабильными, за исключением модели Tracker.

Проблемы с экспортом

С января по май 2025 года Узбекистан экспортировал автомобилей и запчастей на 102 млн долларов — на 26,9% меньше, чем в 2024 году. Это указывает на возможное сокращение продаж и на внешних рынках.

Основной рынок экспорта — Казахстан. Здесь интерес к автомобилям Chevrolet начал восстанавливаться: если за 5 месяцев 2024 года было продано 6 159 машин, то в 2025 году — уже 11 078. Однако по сравнению с 2023 годом (17 636) это всё равно падение. Лидерство на рынке перешло к Hyundai.

В ответ UzAuto Motors начала снижать цены на свои автомобили в Казахстане. По данным Kursiv Kazakhstan:

  • Cobalt Optima подешевел с 8,19 до 7,29 млн тенге (с 198,1 до 176,3 млн сумов);
  • Onix (базовая комплектация, механика) — до 6,99 млн тенге (169,1 млн сумов);
  • Tracker — до 9,99 млн тенге (241,7 млн сумов).

В июле цена на Cobalt 2024 года выпуска упала до 6,49 млн тенге (156,9 млн сумов). Это свидетельствует о нарастающей конкуренции в бюджетном сегменте со стороны китайских брендов.

Вывод

Снижение чистой прибыли UzAuto Motors более чем на 50% связано как с внутренними, так и с внешними факторами: падением продаж в Узбекистане, усилением конкуренции, переориентацией потребителей на альтернативные авто и спадом экспорта.

Подготовил Достон Ахроров.

Новости по теме