Узбекистан | 10:14
977
5 минут чтения

АИ‑80 уходит с заправок: какие риски и перспективы ждут автолюбителей?

Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении Kun.uz, с сентября 2025 года «Узбекнефтегаз» планирует полностью прекратить производство бензина марки АИ‑80. Компания намерена в этом же году окончательно исчерпать запасы этого топлива на складах системных предприятий и с 2026 года перейти исключительно на реализацию бензина с более высоким октановым числом.

Фото: Kun.uz

Производство бензина АИ‑80 в Узбекистане полностью остановят до конца текущего года. Как следует из документа, «Узбекнефтегаз» с сентября прекратит выпуск АИ‑80, сосредоточившись на производстве бензина марки АИ‑92. Это означает, что уже в 2026 году в стране будет продаваться исключительно бензин с более высоким октановым числом.

Переход на АИ‑92: планы и реализация

В Узбекистане действуют два основных нефтеперерабатывающих завода — Бухарский НПЗ (входит в состав «Узбекнефтегаза») и Ферганский НПЗ (принадлежит частной компании Saneg). Есть также небольшие заводы в Сурхандарьинской области и Чиназе, но объемы их производства невелики. Импорт АИ‑80 практически отсутствует, рынок монополизирован внутренними производителями.

В период приватизации Ферганского НПЗ Saneg обязалась модернизировать предприятие и наладить выпуск бензина с высоким октановым числом. В случае с Бухарским НПЗ модернизация также планировалась, и два года назад представители компании заявляли, что уже в 2024 году прекратят выпуск АИ‑80 и перейдут на производство АИ‑92 в аналогичных объёмах.

В начале 2024 года правительство объявило 2025 год целевым сроком отказа от АИ‑80. Однако президентским постановлением в октябре эта цель была отложена до 2028 года, чтобы дать время на модернизацию Бухарского НПЗ.

Тем не менее, по данным Kun.uz, «Узбекнефтегаз» уже подготовился к выпуску бензина АИ‑92 с добавками (присадками), что позволит удешевить производство. С сентября компания намерена производить по 90 тысяч тонн АИ‑92+ ежемесячно.

Вопрос дефицита: стоит ли беспокоиться?

Экономист Отабек Бакиров в комментарии Kun.uz отметил, что разговоры об отказе от АИ‑80 ведутся с 2020 года, но каждый раз решение откладывается под предлогом дефицита топлива в осенне-зимний период. Он подчеркнул, что наиболее благоприятное время для перехода — летние месяцы:

«Если мы действительно хотим отказаться от АИ‑80, сделать это нужно сейчас — летом. Позже, осенью, это будет уже невозможно. Тогда мы не сможем ни производить, ни продавать АИ‑80. Нужно остановить производство АИ‑80 и расширить конкурентное предложение АИ‑92».

По оценке Бакирова, при годовом потреблении 1,2–1,3 млн тонн, Узбекистан производит около 800 тыс. тонн АИ‑80 и только 100 тыс. тонн АИ‑92. Остальное приходится на импорт. Для компенсации необходимо обеспечить внутренний рынок 1,2–1,3 млн тонн АИ‑92 и выше.

Он также отметил, что в соседнем Кыргызстане — несмотря на отсутствие собственных нефтяных запасов — рынок бензина работает на конкурентных началах, а цена на АИ‑92 ниже, чем в Узбекистане.

Экономист предложил временно отменить акциз на АИ‑92, устранить административные и логистические барьеры, мешающие импорту бензина из соседних стран, и создать конкурентные условия для отечественных и зарубежных поставщиков. Это, по его мнению, единственный путь к стабилизации рынка и установлению справедливых цен.

Экология: АИ‑80 — топливо прошлого

По словам климатолога Эркина Абдуллахатова, дальнейшее использование АИ‑80 наносит вред окружающей среде и здоровью населения:

«Этот вид топлива, помимо Узбекистана, применяют лишь в Афганистане. Оно быстро выводит из строя двигатели и способствует выбросам PM2.5 — вредных для организма частиц. По оценкам, лишь 20% энергии АИ‑80 используется на движение, остальные 80% выбрасываются в атмосферу в виде загрязняющих веществ».

Он считает, что откладывание запрета на АИ‑80 вредит экологии и противоречит мировой практике, согласно которой низкооктановое топливо постепенно выводится из оборота.

Вывод

Отказ от АИ‑80 в Узбекистане — шаг, назревший как с экологической, так и с экономической точек зрения. Но чтобы избежать дефицита и скачка цен, необходима активная подготовка: модернизация производств, расширение импорта, устранение барьеров, стимулирование конкуренции и обеспечение надлежащего контроля качества.

Подготовила Мадина Очилова.

Новости по теме